НЭС «Михаил Сомов» и северная группа экспедиции «РоссиЯ — 2021» выбираются из ледового плена
В конце ноября несколько кораблей застряли во льдах на Северном морском пути. В их числе — научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», на борту которого находится северная группа комплексной экспедиции «РоссиЯ — 2021». Сейчас судно пытается вырваться из ледового плена самостоятельно, без помощи ледокола, и вернуться в порт приписки Архангельск в начале декабря
«Михаил Сомов» выполняет плановый рейс по снабжению научных станций в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. На борту находятся порядка 40 человек, в том числе участники экспедиции оператор из Краснодара Александр Кащеев, журналист из Уфы Рустам Сиразетдинов и фотограф Андрей Паршин.
Во льдах в районе пролива Вилькицкого «Михаил Сомов» застрял еще в конце ноября. Проходивший неподалёку газовоз расчистил лед, но вскоре судно снова остановилось.
НЭС «Михаил Сомов» было построено в 1975 году. За годы своей службы судно не раз застревало в полярных льдах. Дрейф в Антарктиде 1985 года продлился 133 дня. В 1991 году судно снова застряло во льдах больше, чем на полгода, однако это был припайный лёд, а не дрейфующий, то есть ситуация была менее опасна. По событиям 1985 года в 2016 году был снят художественный фильм «Ледокол». В 2000 году «Михаил Сомов» был передан Северному УГМС.
“
Рейс должен был закончиться 8−11 ноября. Но сильные ветра и сжатие льда спровоцировали такую ситуацию. Все шло по плану. Просто тем судам, которые шли по трассе Севморпути, надо было помочь — одному судну, второму. И в результате мы сами не успели. Это немножко сыграло свою злую шутку, так скажем: нам не хватило буквально двух дней, чтобы выскочить из тяжелых ледовых условий. Но Арктика есть Арктика. Обстановка на судне спокойная, нервотрепки особой нет. В целом настроение у экипажа, у экспедиции нормальное
Виктор Гиль, капитан дизель-электрохода «Михаил Сомов»
Заместитель начальника Северного УГМС Алексей Бараков объяснил, что «Сомов» — судно усиленного ледового класса. Оно может идти во льдах — чуть хуже, чем ледокол, но лучше, чем суда с более низким ледовым классом.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, вошли в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.
1 декабря / 2021
Над текстом работали: Елена Рыжкова, Александр Старков Фото: Андрей Паршин