Меню

НЭС «Михаил Сомов» и северная группа экспедиции «РоссиЯ — 2021» выбираются из ледового плена

В конце ноября несколько кораблей застряли во льдах на Северном морском пути. В их числе — научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», на борту которого находится северная группа комплексной экспедиции «РоссиЯ — 2021». Сейчас судно пытается вырваться из ледового плена самостоятельно, без помощи ледокола, и вернуться в порт приписки Архангельск в начале декабря
«Михаил Сомов» выполняет плановый рейс по снабжению научных станций в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. На борту находятся порядка 40 человек, в том числе участники экспедиции оператор из Краснодара Александр Кащеев, журналист из Уфы Рустам Сиразетдинов и фотограф Андрей Паршин.

Во льдах в районе пролива Вилькицкого «Михаил Сомов» застрял еще в конце ноября. Проходивший неподалёку газовоз расчистил лед, но вскоре судно снова остановилось.

НЭС «Михаил Сомов» было построено в 1975 году. За годы своей службы судно не раз застревало в полярных льдах. Дрейф в Антарктиде 1985 года продлился 133 дня. В 1991 году судно снова застряло во льдах больше, чем на полгода, однако это был припайный лёд, а не дрейфующий, то есть ситуация была менее опасна. По событиям 1985 года в 2016 году был снят художественный фильм «Ледокол». В 2000 году «Михаил Сомов» был передан Северному УГМС.
Рейс должен был закончиться 8−11 ноября. Но сильные ветра и сжатие льда спровоцировали такую ситуацию. Все шло по плану. Просто тем судам, которые шли по трассе Севморпути, надо было помочь — одному судну, второму. И в результате мы сами не успели. Это немножко сыграло свою злую шутку, так скажем: нам не хватило буквально двух дней, чтобы выскочить из тяжелых ледовых условий. Но Арктика есть Арктика. Обстановка на судне спокойная, нервотрепки особой нет. В целом настроение у экипажа, у экспедиции нормальное
Виктор Гиль, капитан дизель-электрохода «Михаил Сомов»
Заместитель начальника Северного УГМС Алексей Бараков объяснил, что «Сомов» — судно усиленного ледового класса. Оно может идти во льдах — чуть хуже, чем ледокол, но лучше, чем суда с более низким ледовым классом.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.
1 декабря / 2021
Над текстом работали: Елена Рыжкова, Александр Старков
Фото: Андрей Паршин