Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 2
От Крымского моста до… Крымского моста! В этом выпуске уместился целый регион и город федерального значения!
Крымский мост впечатляет…
Совершенство инженерной мысли и почти 20 километров конструкций из металла и бетона, возведенные за неполных три года, помогли преодолеть сложнейшие тектонические разломы и сдвиги глинистых грунтов.
И хотя сильный ветер со стороны Керчи дул нам промо в лицо переход через мост экспедиция совершила на одном дыхании. Собственно, по-другому и никак.
Наконец-то! Вот он, воспетый веками классиками русской поэзии и прозы, знакомый миллионам по курортным маршрутам советского прошлого нашей страны, крымский берег. Федеральная трасса «Таврида» просто мечта велосипедиста. Идеально ровный асфальт, а самое главное, удобная для двухколесной езды обочина, на которой есть простор для скоростного движения. Нас приветствует Керчь!

Одна из главных достопримечательностей этого древнего города, как ни странно, датируется всего лишь девятнадцатым веком. Знаменитая Керченская крепость-невидимка была заложена русским инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном в 1857 году и строилась 20 лет. Это самое мощное бастионное сооружение на территории Крымского полуострова занимает огромную площадь — 400 гектаров. На нас масштабы крепости произвели неизгладимое впечатление. Однако заметили и ряд сдерживающих развитие этого уникального объекта для туризма факторов. В экскурсионном автобусе возвращаясь из крепости в город разговорились с руководителем экспедиции Константином Мержоевым. По его мнению, крепость нуждается в развитии туристической инфраструктуры:
Уникальный фортификационный объект имеет огромную историческую важность в плане нематериального наследия человечества. Керчь — ворота Крыма, и каждый, кто посещает полуостров, благо это стало намного удобнее делать после возведения моста, знакомство с регионом начинает именно с этого города. А тут, пожалуйста: интереснейший памятник истории и военной архитектуры, с многочисленными хорошо сохранившимися казематами, пороховыми погребами, подземными ходами и казармами. Но не каждый турист заедет в Керчь, а если и заедет, не факт, что посетит крепость. Причина банальная и извечная на Руси — дороги. Прямо от Крымского моста просится прямая и короткая дорога на Керчь. Туристы не любят кружить. Проезд из города до самой крепости тоже хорошо было бы обустроить. Территория огромна и нуждается в уходе и грамотном планировании: дорожки, скамейки для отдыха, туалеты, кафе. В прошлом и в этом веке на территории крепости велись и еще ведутся работы по разминированию. Конечно, взорвать опасный каземат намного проще, чем обезвредить его от мин. Но нужно помнить, что каждое строение, каждый камень на территории бастиона — это частичка истории нашего государства.
Внутри Керченской крепости
Минутка велоюмора
Сколько отличий сможете найти?☺
Кстати, слова Константина Сергеевича в полной мере можно отнести и к другому историческому памятнику Керчи — к Пантикапею. Древнегреческий город, основанный в конце седьмого века до нашей эры выходцами из Милета в пору своего расцвета, занимал всего около 100 гектаров. Это самый древний город Крыма и один из древнейших городов Европы. А также, самая посещаемая достопримечательность Керчи. Акрополь Пантикапея располагается на горе Митридат. В музее под открытым небом и по сей день ведутся археологические раскопки. Тамань и Керчь хоть и находятся по разные стороны пролива очень похожи. Общая история, единая археологическая составляющая. Их даже ветра одинаково продувают. Эту силу мы особенно почувствовали на смотровой площадке крепости и на вершине Митридата. Сколько же миллиардов песчинок, свидетельниц событий давно минувших дней развеяли они с руин Пантикапея по всей Тавриде! Участник экспедиции Виктор Попов рассказывает:

Я объездил всю Италию: Рим, Милан, Венеция, Бари. Это вечные города, которые являются местом паломничества многочисленных туристов. Глядя на них складывается впечатление, что время здесь бессильно. Увы, в Пантикапее я это не почувствовал, хотя очень хотел бы. Древний город просто нуждается в восстановлении и реконструкции. Да, понятно, в нем еще должны много поработать археологи! Однако и для туристов должны быть пряники.
Все это верно и правильно. Историческое наследие Крыма, разбитый асфальт на улицах Керчи, обшарпанные фасады жилых домов и многое другое долгое время было вне приоритетов. К счастью, все меняется.
Следующая на нашем пути — Феодосия
Портовый город Черноморья, основанный генуэзцами. Среди потомственных почетных граждан Феодосии — всемирно известный художник-маринист Айвазовский. Кстати, на собственные деньги Иван Константинович построил в городе трамвайную дорогу. Она функционирует и по сей день. Правда, по рельсам ходят уже современные вагоны.
Ребята из центра «Интеллект» вместе со своими наставниками и педагогами ведут активную поисковую работу, изучают родной край
Здесь запомнилась встреча с методистами и воспитанниками городского детско-юношеского центра туризма и краеведения. На его базе успешно функционирует центр дополнительного образования «Интеллект» история которого начинается аж с 1958 года. Во время общения с работниками центра, руководитель экспедиции отметил, что в Крыму есть прекрасные условия и возможности для развития детского и юношеского туризма. Например, в Краснодарском крае уже много лет осуществляется известный проект «Кубанская кругосветка». Ребята со всего региона стремятся попасть летом в состав экспедиции, которая проходит вдоль границ Кубани. Причем самыми разными способами: на рафтах, велосипедах, пешком. Почему бы такой же проект не организовать для крымских ребят? Кроме того, в Крыму есть все условия и для морского туризма. Пройти морем на яхте, или даже на шлюпе определенный маршрут — это же настоящее приключение!
Наша группа у памятника Ованнесу Геворковичу Айвазяну, он же Иван Константинович Айвазовский
Группа юных велосипедистов из местной спортивной секции проводила нас до границы города. Признаться, лично мне совсем нелегко было угнаться за ними по узким рельефным улочкам Феодосии.
Гордость Крыма
Да и всей страны на протяжении десятилетий — сначала пионерский лагерь, а затем международный детский центр «Артек». Раньше мне не приходилось бывать здесь, увы, не был «отличником». Повезло: в нашем присутствии прошло удивительное и чарующее лагерное действо — закрытие смены. «Встреча перед расставанием» — так назвали организаторы театрализованное шоу, в котором нашлось место и для участников экспедиции «Россия — 2021». Почти полторы тысячи детей из 73 регионов России встретили аплодисментами нашу колонну на «Артек-Арене».
Без сомнения, встреча с экспедиционерами запомнится артековцам надолго и, кто знает, может даже станет стимулом к дальнейшему самосовершенствованию. Да и для нас самих посещение «Артека» превратилось в яркое событие. Вот, что говорят о нем участники кубанско-крымского этапа экспедиции молодые спортсменки из Туапсе и их тренер:
В Артеке было очень круто! Нас очень хорошо встретили. Ребята подходят знакомиться, спрашивают об экспедиции, о нашем участии…
Елизавета Гурова
Концерт «Встреча перед расставанием» меня просто поразил. Я никогда такого еще не видела!
Елена Соболева
Мне очень понравились ребята в Артеке. Они задавали много вопросов, дети просто классные!
Констанция Терентьева
На прощание артековцы передали нам свой флаг. Наряду с другими он пройдет с нами весь маршрут вдоль границ России, а потом вернется в МДЦ с автографами экспедиционеров на вечное хранение. И снова в путь…
Крымские виды действительно восхитительны. Так и хочется останавливаться, но жесткий экспедиционный график не позволяет
Не знаю как остальным членам нашей группы, но мне запомнилась наша первая крымская ночевка в палатке. Выехав за черту города Судак разбили лагерь прямо в можжевеловом лесу на пригорке, в стороне от трассы. Звезды над головой, словно в планетарии. Сразу вспомнилось пионерское детство и регулярные экскурсии в этот космический храм в родном городе. Спали как убитые, а утром проснулись полными сил для продолжения путешествия.
Отважный и несгибаемый
Севастополь… Лично для меня в списке городов-героев это самый отважный и несгибаемый. Он — следующий на нашем маршруте.
Снова крутые подъемы и спуски, виражи и вот, наконец, мы на Сапун-горе. Этот мемориальный комплекс грех не посетить, если едешь в Севастополь. Музей под открытым небом никого не оставит равнодушным, а когда видишь у вершины горы немецкие укрепления, которые восстановлены с предельной точностью, сразу представляешь картину жестокого боя, который шел здесь за высоту. У Вечного огня склоняем головы в память о героях, штурмовавших Сапун-гору, в далеком сорок четвертом… Мы будем вас помнить всегда!

Заселяемся в гостинице городского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи — вот какое длинное название. Центр славен своей работой. Грех не развивать туризм и спорт в этих краях. Кстати, недавно севастопольцы разработали новый туристический маршрут длиной более 100 километров — «Большую Севастопольскую тропу». Директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко в своем интервью назвал этот маршрут «шикарным и обладающим огромной исторической и патриотической ценностью».

Севастополь вообще интересное место. История города неразрывно связана с беззаветным служением Отчизне сначала русских, потом советских, и наконец, российских моряков. Никогда, они не пятнали ни Владимирский стяг, ни Красный флаг. Пример тому — Константиновская батарея, экскурсию на которую организовало для участников экспедиции Русское географическое общество.
Константиновская каменная казематированная батарея является уникальным памятником российского фортификационного искусства и военной архитектуры первой половины девятнадцатого века. Ее история тесно связана с историей самого Севастополя. В 1778 году по приказу Александра Суворова, здесь, на Константиновском мысу, были построены первые земляные укрепления. К строительству приложил руку и великий русский флотоводец Михаил Лазарев. В двух ярусах крепости размещались 54 каземата и 97 орудий. Самые мощные из них — «единороги» — били на рекордную по тем временам дальность. Однако их скорострельность оставляла желать лучшего: чтобы перезарядить орудие канонирам требовалось не менее 10 минут.

Сейчас это наследие находится под опекой РГО. Казематы восстановлены с детальной точностью, внутри размещены музейные экспозиции, рассказывающие об истории строительства батареи, о ее роли в Крымской войне, о ее защитниках в период Великой Отечественной. Здесь же, на стендах и в витражах помещены артефакты, привезенные российскими путешественниками со всех уголков Земли.

Участники экспедиции вместе с юнармейцами Севастополя возложили цветы к памятнику защитникам Константиновской батареи во внутреннем дворике бастиона. Над ним развивается самый большой в России бело-голубой флаг Русского географического общества. В зале для пресс-конференций экспедиционеры ответили на вопросы журналистов.

Далее на пароме переправляемся на другой берег Севастопольской бухты. До свидания, Севастополь, до свидания город-герой! Наш путь лежит дальше, на север Крымского полуострова.
Филиал Иерусалима
Крымская весна бывает, оказывается очень капризной и даже коварной. Пересекая мост через Керченский пролив, мы так надеялись на теплую и солнечную погоду — Крым, все-таки, курортная зона. Но наши надежды не оправдались. Особенно, на севере полуострова. В Евпатории нас застал дождь. Затяжной и нудный. Хорошо, что нашелся навес в местном санатории, в котором мы расселились для нашей двухколесной техники. Велосипеды после сотен километров дорог уже не просто нуждались, а настойчиво требовали технического обслуживания.
Поскольку, в Евпатории было решено сделать «дневку», нашлось время и для экскурсий по городу. Ребят просто потряс «Малый Иерусалим» в старой Евпатории. Архитектура просто восхитительна. Мощеные улочки, старинные дома. Словно попал в средневековую Европу! Вот, что рассказывает об этом месте завснар экспедиции Федор Усенко:
Старая Евпатория — это целый сплав эпох, традиций и религий. На одной площади и христианская церковь, и мечеть, и синагога. И даже древнее святилище странствующих дервишей…
Чем лично мне запомнилась Евпатория? Долго буду помнить о своем падении на въезде в город. Пытался с обочину заехать на асфальт шоссе, а тут мимо огромный грузовик. Волной воздуха меня просто сдуло с седла, а падая зацепил правым локтем и левой кистью асфальт, да так крепко, что порвал перчатку и рукав куртки. О коже молчу.
Совет бывалого
Никогда не заезжайте с обочины на высокий асфальт под косым углом. Колесо должно находиться только под прямым углом к плоскости дороги, иначе повторите мою ошибку…
Села, деревни, хутора
Наверное, нет на Крымском полуострове населенного пункта, которого в той или иной мере не коснулась Великая Отечественная.
Село Камышное. Прямо у дороги стоит монумент, в память о расстрелянных жителях села. Отступая из этих мест, фашисты погубили все мужское население Камышного. Младенца убили прикладом винтовки, чтобы не тратить патрон…
Один из пунктов остановки — город Джанкой. Население более 40 тысяч. В центре города стоит памятник вождю мирового пролетариата. Владимир Ильич чувствует себя в Джанкое вполне комфортно, несмотря на тенденции к сносу и переносу, переписыванию и забвению. Возле памятника короткая встреча с директором МДЦ «Артек» Константином Федоренко. Его не было в «Артеке» во время закрытия лагерной смены, в которой мы принимали участие. Ездил в командировку в Киргизию, обмениваться опытом. Возвращаясь, не мог не встретиться с нашей экспедицией. Встреча произошла в Джанкое. Записываем небольшое интервью с главным артековцем и снова в путь. Ближе к вечеру устраиваемся в придорожном лесу на ночлег. Утром об этом жалеем. Лес — акациевый. Иглы на ветках достигают шести сантиметров. Утром после завтрака, перед самым отъездом проверяем наши велосипеды и обнаруживаем пять проколов. Не повезло и мне. Из заднего колеса вытаскиваю две колючки. Благо есть запасная камера. Ремонтируемся и выезжаем на трассу.
Так выглядит долгожданный ужин
Кстати, сегодня у нас событие: наша экспедиция разменяла первую тысячу километров. Впереди, конечно, еще тридцать три с копейками, но первая однозначно — самая знаковая. Мало того, из 50 субъектов Российской Федерации, три уже пройдено. Это Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь, который является городом федерального значения. На очереди — Ростовская область. Сейчас мы движемся по северу полуострова на юг. Еще одна приграничная точка — село Стерегущее. Здесь базируются пограничники, а нам предстоит здесь переночевать. На трассе, перед Стерегущим встречаемся с главой Славненского сельского поселения. Неля Харченко обращается к нам:
Да о вас весь Крым знает и говорит! Правда, поселить вас могу только в здании бывшего сельского клуба. Электричества нет, не топится, но зато крыша над головой. Лучше, чем в палатке…
Покупаем в местном магазинчике свечи, торт. Сегодня нашему фотографу Юре Дерезюку 45 лет! При свете свечей, темном, заброшенном много лет назад сельском клубе отмечаем день рождения нашего коллеги, очень хорошего человека, надежного товарища. Спрашиваю: что чувствуешь, как тебе такой юбилей? С присущей ему тонкой интеллигентностью Юра отвечает: спасибо, друзья. Этот день мне запомнится на всю жизнь! Ночью просыпаемся от шума дождя. Через дыру в крыше здания вода льет прямо на спящих ребят в одном из углов клуба. Ночка та еще!
Нет, это не кухня алхимика, а праздничный стол в путешествии!
Перед Керчью еще одна ночевка в большом селе Владиславовке. Здесь даже есть железнодорожная станция. Перед остановкой на ночлег нужно набрать питьевой воды. За селом на обочине стройка. Обращаемся к хозяину с соответствующей просьбой. Конечно, можно, а вы далеко путь держите? Далеко, пока до Мурманска, а там дальше… А… экспедиция! Становитесь на ночлег у меня за домом. И ветра меньше, и вода рядом будет. Леван Казимович Ислямов — крымский татарин. Вернулся на свою историческую родину два года назад из Орехово-Зуево. Здесь на этом месте стоял дом его бабушки. После ее смерти, участок перешел в наследство Левану. Здесь и начал строительство большого, просторного дома для своей семьи. У Левана два сына. Узнав, что я из Уфы спрашивает: вы татарин? Отвечаю: нет, башкир. Все равно! Может вам казан нужен для приготовления пищи, у меня есть, дам… Г — гостеприимство!
Прощай, Полуостров!
Сегодня 22 марта. Нужно добраться до Керчи, преодолев расстояние почти в 100 километров.
Дождь, град, снег. Ветер в лицо. Крым словно не хочет нас отпускать. Причем делает это очень жестко! Такой экстремальной велосипедной гонки у меня еще не было. Впрочем, не только у меня, но и у всей команды, за исключением шефа. В Керчь приезжаем уже с темнотой вымокшие до нитки, замерзшие. Выливаю из правого ботинка стакан грязной воды — дождь косил справа и по дороге пробил даже броню саломоновских трекинговых ботинок!

Утром спешим к мосту через Керченский пролив. Хватит нам непогоды, надо быстрей уходить от дождливых и снежных туч. Я волнуюсь: остановки на мосту запрещены. А нужно преодолеть около 30 километров. Слава Богу, мне это удается без особых проблем. За час проходим мост. До свидания… Но несмотря на все природные катаклизмы, Крым останется в наших сердцах местом, где бережно хранится великая история великой страны, где живут отзывчивые и доброжелательные люди.
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.