Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 16
Участок маршрута: Мунку-Сардык — Уфа — Архангельск
Делимся на два «фронта»
С подножия высшей точки Саян, горы Мунку-Сардык, мы спустились в долину к руслу реки Мугувек, чтобы продолжить наш горно-пеший этап. Однако спуск был довольно сложным… Особенно для меня.
Красота — глаз не оторвать! Но все имеет свою цену — добраться сюда и вправду весьма непросто…
Во время падения я в очередной повредил колено. А потом, как оказалось еще заработал трещину в плечевом суставе. Юра Дерезюк, наш фотограф, из-за обострившихся сложностей со здоровьем и некоторым личным причинам решил больше не продолжать путешествие. Мы сообщили об этом Константину Сергеевичу, когда начали разбивать лагерь для ночевки в долине.
Наш завснар, Федя Усенко, в раздумьях: «как бы упаковать дополнительный груз в тяжелые рюкзаки, которые итак уже битком.»
Шеф принял решение о нашем возвращении в Монды и далее на «большую землю». С одной стороны, для команды в этом были свои плюсы: ребята избавлялись от замедляющего фактора в моем лице: меня постоянно приходилось разгружать, помогать на переправах, словом, я существенно тормозил движение команды. С другой стороны, был и минус: общественное содержимое двух рюкзаков, моего и Юриного ребята должны перераспределить между собой. А это еще плюс 70 килограммов на семерых! К тому же, обратный путь до моста на Белом Иркуте для нас двоих был полон рисков. А на проводы не было времени. Видимо вновь в нашу судьбу вмешалось проведение. Параллельно с нами на Мунку-Сардык совершила восхождение группа альпинистов из Иркутска. На ночевку они стали в ущелье. И обязательно должны были пройти по тропе мимо нас. Поэтому утром следующего дня мы стали ждать их на одной из туристических стоянок на берегу Мугувека. Заодно, чтобы не терять время, шеф и наш завхоз Лена Галко начали перераспределять продукты. Взвешивали каждый пакет, считали каждый грамм. И лишнего не возьмешь, все это тащить сотни километров на плечах! И меньше нормы нельзя — голод не тетка…
С группой Анны мы виделись в самом начале пути
Наконец, на тропе появились знакомые лица. Анна Житова, иркутянка — опытный альпинист. Уже несколько лет водит группы для восхождения на Мунку-Сардык. Знает местность как свои пять пальцев. Роман Родин и Екатерина Полковникова тоже не новички. Увидев разложенные на траве горы продуктов, иркутские туристы воскликнули: неужели вы все это несете с собой, это ж какой вес! Однако узнав дальнейший маршрут экспедиции и сроки его прохождения, ребята перестали удивляться.

На картах они показали нам более короткий путь возвращения к дороге на Монды. Хорошо, когда знаешь все тропы! Оказывается, существует еще одна более короткая дорога. «Если соберетесь за полчаса, мы готовы взять вас с собой до самого Иркутска», — предложила Анна. Для нас это был самый лучший вариант. Взяв самое необходимое из личных вещей и часть общественного груза, который можно было забрать без ущерба для команды, мы двинулись в обратный путь… Безусловно, с надеждой на грядущее воссоединение. Преследуя цель — успеть выйти на шоссе до темноты — двигались так быстро, насколько могли. Спасибо, иркутским друзьям: когда мне было совсем тяжело, сбавляли темп. Удивительно, путь от Белого Иркута до подножия Мунку-Сардык, мы прошли за пять дней, пройдя бесчисленное количество бродов. Обратно «добежали» за четыре часа ни разу не промочив ноги. Вот что значит быть местным. Ну и то, что Мержоев простыми маршрутами не ходит тоже в общем-то известно… Только посмотрите: завораживает и устрашает одновременно!
Вышли на шоссе в районе кафе, где на стоянке нас ждал внедорожник Екатерины. Поужинали бузами, переоделись и тронулись в путь. Почти половину пути до Иркутска слева нас провожала молчаливая гряда Саян. Будто Великая Китайская стена она повторяла все изгибы и повороты. Чарующее зрелище. По словам Анны, Иркутская область — рай для туристов. Особенно для горников: много интересных маршрутов разной сложности. Однако сам внутренний туризм здесь развивается еще очень медленно. Нет маркировки на тропах, мало достойных турфирм, способных организовать выезды. Альпинисты ходят в горы сами по себе, а многие гиды ставят заработок превыше цели показать красоту Саян гостям. Жалко, конечно, но верится, что рано или поздно ситуация изменится, благодаря таким энтузиастам как Анна Житова.
Так выглядело наше «тактическое отступление»
Вскоре появились сеть и устойчивая связь. Я позвонил домой и попросил купить мне авиабилеты на ближайший рейс из Иркутска в Уфу. Да здравствует интернет — через пару часов у меня в вотсапе появилась электронная квитанция. Еще через четыре часа, уже поздно ночью, мы попрощались в аэропорту с нашими новыми друзьями. На следующий день я уже был в Уфе. Кстати, Юра долетел до Краснодара еще раньше меня. Спасибо, вам Аня, Катя и Роман.
Из аккаунта annazhitova
У меня была куча вопросов! Почему много круп и мало сублиматов? Почему нет заброски? 44 килограмма нести из Монд в Кызыл это же издевательство! Ведь цель экспедиции не страдания… Вопрос «а можно с вами?» я тоже задала. Сказали можно. Мержоев ответил на все мои вопросы. Да так ответил, что я готова была слушать его бесконечно и пойти за ним куда угодно. Удивительный человек. Желаю ребятам удачи и добрых людей на пути!
Пока ребята продолжали свой трудный путь по Саянам, я тоже не стал терял дни вынужденного отпуска попусту. Какое-то время выделил на реабилитацию травмированного колена. Покидая группу в горах, мы договорились с шефом: как только у них появится устойчивая связь, он сделает мне звонок и объявит, где и когда я смогу присоединиться к экспедиции. Планировалось, что я вылечу самолетом в столицу Республики Тыва, Кызыл и вместе с заброской на вертолете выйду на водный этап. Однако судьба распорядилась по-своему. Но об этом позже.

В качестве тренировки, я попросил своих коллег по Русскому географическому обществу, инструкторов по туризму из Салаватского района организовать сплав по реке Ай. Пригласил для съемок телевизионщиков из корпункта ВГТРК. И вот мы всемером, на двух катамаранах уже стартуем с территории соседней Челябинской области, от причала поселка Межевой, чтобы высушить весла через два дня в окрестностях башкирской деревни Лаклы, на территории первого в России геопарка ЮНЕСКО «Янгант-Тау».
Расположен на территории Салаватского района Республики Башкортостан.

Площадь составляет 1774 квадратных метров. Геопарк был создан распоряжением Правительства Республики Башкортостан. На территории имеется более 20 геологических объектов, из которых 3 (разрез Мечетлино, разрез Большая Лука, гора Янгантау) имеют международную, 10 — национальную и 21 объект — образовательную значимость.

Включен в список Глобальных геопарков ЮНЕСКО наряду с другими новыми 15 геопарками со всего мира. Таким образом, «Янган-Тау» стал первым в России и во всем постсоветском пространстве местом, получившим международное признание.
Природное наследие представлено большим разнообразием видов растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Республики Башкортостан. Девять природных и геологических объектов охраняются и входят в региональную сеть особо охраняемых природных территорий.

Территория отличается высоким уровнем развития нематериального культурного наследия. Развиты многочисленные промыслы и ремесла: коневодство, кумысоделие, создание народных костюмов и музыкальных инструментов, гончарное дело и искусство ковки, знахарство. Жители района участвуют в соревнованиях сэсэнов — сказителей мифов и преданий. Материальное культурное наследие представлено 32 памятниками археологии (курганы, городища, селища, пещерные стоянки), из них — 9 федерального значения, в их числе Идрисовская пещерная стоянка и Идрисовская писаница.

На территории высоко развита туристская инфраструктура. Для любителей отдыха уровня 5 звёзд свои услуги предлагает санаторий «Янган-Тау» с развитой сетью экскурсионных маршрутов.

Основным геологическим объектом международного значения служит разрез Мечетлино, содержащий богатый комплекс окаменелостей позвоночных, беспозвоночных и растений, который позволяет получить представление о раннепермском этапе эволюции жизни на Земле, охватывающим интервал от артинского до кунгурского ярусов пермской системы (290−285 миллионов лет назад). Отложения содержат ископаемые остатки фораминифер (фузулинид), аммоноидей, конодонтов, остракод, брахиопод, рыб, каламитов, известковых водорослей.
Лето в этом году на Урале выдалось жаркое. Самая популярная сплавная река Юрюзань стала, практически не пригодной для водного туризма. Однако, ее сестра-двойняшка, река Ай, выдержала испытание засухой и стала в этом году главной туристической водной тропой. По словам местных инструкторов, которые организовали этот сплав, Марата Гатауллина, Альберта Шагабутдинова и Азата Янгирова, еженедельно в этих местах по реке сплавляется до десяти тысяч туристов со всего Южного Урала!

В районе Больших Айских притесов мы разбили свой лагерь и убедились в этом. Катамараны, плоты, рафты, каяки — мы их просто не могли сосчитать! Кстати, сегодня в Башкирии ведется большая работа по учету, маркировке и паспортизации туристических маршрутов: водных, пешеходных, горных, спелеологических и даже воздушных (такой формат путешествий активно набирает силу). Однако, нужно еще многое сделать, чтобы туристы чувствовали себя на этих маршрутах комфортно, путешествовали без риска для здоровья, а главное, без ущерба для природы.
Вопросы развития внутреннего туризма были подняты недавно и на заседании Попечительского Совета Регионального отделения РГО в Республике Башкортостан. Было приятно, когда в своем выступлении на заседании председатель Регионального отделения, ректор Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Салават Сагитов, отметил важное значение самой экспедиции «РоссиЯ — 2021» и участие в ней представителя Башкортостана.

От Сочи до Байкала, во время велосипедного и автомобильного этапов, мы старались найти в городах, через которые проезжали, значки с гербами или символами, отображающими эти населенные пункты. Более чем за полгода наша команда побывала в 153 городах нашей необъятной России. Панно с этими значками и вымпел экспедиции с автографами всех ее участников я вручил на заседании Попечительского Совета его председателю, Главе Республики Башкортостан Радию Хабирову. Теперь, вымпел и панно займут свое место в Музее исследователей Арктики в Уфе имени штурмана Валериана Альбанова, который является филиалом Национального музея Республики Башкортостан. Так решил Радий Фаритович.
Справка
Музей расположен в архитектурном памятнике старой Уфы — восстановленной двухэтажной усадьбе купцов Соловьевых по улице Свердлова. Призван увековечить имя легендарного исследователя Арктики, уроженца Уфы — Валериана Ивановича Альбанова и представить историю участия других уроженцев республики в подвигах по освоению Севера. Состоит из 5 залов: «История освоения Арктики», «Великие романтики Севера», «Жизненный путь В.И. Альбанова», «Поиски „Святой Анны“», «Герои Арктики — уроженцы Башкортостана». Также в музее созданы специализированные помещения — кинозал и кают-компания. Посетителей встречает вводный зал истории освоения Арктики и история трех известных экспедиций того периода — В. А. Русанова, Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова. Завершает экспозицию зал, посвященный героям-морякам и полярникам, уроженцам Башкортостана, раскрывается тема истории Советской Арктики в годы Великой Отечественной войны. Музей был создан при поддержке Фонда президентских грантов
По инициативе известного российского писателя Михаила Чванова, на Попечительском Совете было решено организовать следующим летом экспедицию в Арктику, по следам легендарной шхуны «Святая Анна», штурманом которой был Валериан Альбанов. Финансировать экспедицию будет Правительство Республики Башкортостан и Башкирское отделение РГО. Впрочем, еще раньше, по маршруту «Святой Анны» пройдет экспедиция «РоссиЯ — 2021».

За то недолгое период пребывания на Родине, я успел принять участие еще в одном важном и масштабном мероприятии, организованном Русским географическим обществом. Четыре года назад, наше региональное отделение спонсировало экспедицию российских технических дайверов в подводную пещеру Сакаска, которая находится на территории Мелеузовского района Башкортостана, выше Юмагузинского водохранилища. Сакаску называют самой неизведанной пещерой Башкирии. Четыре года назад, вместе с самыми крутыми подводными пещерниками России мне удалось попасть в нее. Признаюсь, погружение было самым сложным из тех, что я когда-либо совершал. Тогда главной целью дайверов-спелеологов было изучение пещеры. Вообще, в Башкирии, более 70 процентов всех пещер еще не изучены. А Сакаска в этом списке значится как уникальная. Предположительно ее протяженность составляет около 20 километров! Пока дайверы экспедиции прошли и описали всего около 800 метров… Максимальная глубина погружений при этом составила порядка 60 метров.
Вход в подводную пещеру находится на глубине 25−30 метров — зависит от уровня воды в самой реке. Мало изучен животный и растительный мир пещеры. Во время одной из экспедиций были обнаружены рачки, которым, возможно, около сотни лет. Экземпляры этих эндемиков были отданы на изучение ученым из Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы в Уфе. Оказалось, эти животные адаптируются к условиям жизни, где постоянная темнота и очень мало кислорода. Однозначно, что рачки из Сакаски — это абсолютно уникальные представители подводного мира пещеры!

В текущем году, среди участников новой экспедиции оказался мой старый знакомый, профессионал высшего класса, инструктор по техническому дайвингу из Владимира Сергей Байков. Несколько лет назад я приглашал его в Башкирию для погружений в подземное русло реки Шульганка в знаменитой на весь мир пещере «Шульган-Таш» (Капова). И вот судьба вновь свела нас вместе. Оказалось, что этим летом мы, не зная того, несколько раз были рядом в одних и тех же регионах России. Во время прохождения велосипедного этапа нашей экспедиции в Мурманской области, Сергей погружался в Лиинахамари и Териберке. А пока мы находились во Владивостоке, он нырял с сивучами на Камчатке…

На этот раз экспедиционеры-подводники открыли новые подводные сифоны ходы в Сакаске, проложили ходовики. И даже увидели на глубине 60 метров небольшого сомика. Это еще одно доказательство, что подводная пещера Сакаска не тупиковая, а проходная. А значит ее протяженность довольно значительная и вполне может достигать 20 километров!
Время вынужденного отпуска пролетело очень быстро. И вот наконец раздался долгожданный звонок: один из координаторов проекта, первый вице-президент Федерации спортивного туризма России Алексей Эдуардович Ярошевский сообщил мне, что 8 августа из Москвы в Архангельск отбывает мой поезд. Через час мой рюкзак был уже готов. Правда, на поиск авиабилета до Москвы ушло несколько больше времени, несмотря на достаточное количество рейсов из Уфы в столицу.

В Домодедово меня встретил Саша Кащеев. Он прилетел из Краснодара на час раньше. По дороге в штаб-квартиру Федерации, где нам предстояло провести ночь перед посадкой на поезд, мы обменялись новостями, обсудили вопросы, связанные с нашим отбытием. А вечером Саша рассказал столько необычного и интересного о прохождении горно-пешего этапа в Саянах, что я просто диву давался!
Из воспоминаний Александра Кащеева
В Саянах мы увидели многое: медведей, лосей, яков, маралов, изюбров, зайцев, белок, бурундуков…
Из воспоминаний Александра Кащеева
В это время года в тайге полным-полно ягод и грибов. Варили компоты, грибные супы. А на хариусе я просто «оторвался»! Однажды за полчаса поймал 37 хвостов… Рыбу жарили на костре, варили тройную уху, запекали во мху, мариновали в черничном соке.
Из воспоминаний Александра Кащеева
Из Уш-Бельдира меня отправили на вертолете заброски в Кызыл, для дальнейшего следования домой, в Краснодар. Огромная благодарность всем, кто принимал участие в моей отправке. Спасибо, тувинские друзья!
Left
Right
Архангельск встретил нас разноцветными флагами — накануне жители отмечали 80-летие со дня прибытия в местный порт первого англо-американского каравана. 31 августа 1941 года из Шотландии в Архангельск вышел первый арктический конвой под кодовым названием «Дервиш». Он состоял из шести судов и оказался самым успешным в истории Второй мировой войны. «Дервиш» прошел весь путь без потерь и ни разу не был атакован. Немцы просто не ожидали такой наглости от союзников. Хотя сам маршрут был очень опасен и проходил вдоль берегов оккупированной Норвегии, где находились базы военной авиации, подводного и надводного флота гитлеровской Германии.

Супруга премьер-министра Великобритании Клементина Черчилль создала Фонд помощи России, деньги для первого конвоя собрали русские эмигранты первой волны. В частности, композитор и пианист Сергей Рахманинов перечислял все гонорары от своих концертов в Фонд обороны СССР со словами «Верю в победу!». Накануне нашего приезда в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и на Соловках прошли торжества, посвященные годовщине прихода в столицу Русского Поморья первого арктического конвоя. В Архангельске гордятся героическими страницами Северных конвоев. И чтят память их героев. Одна из трагических дат тех лет — 12 августа 1944 года. В Карском море немецкая подводная лодка потопила грузопассажирское судно «Марина Раскова». Оно шло в составе конвоя БД-5. До этого «Марина Раскова» уцелела, находясь в печально известном конвое PQ-17, тогда судно было американским. В 44-м на борту судна находилась смена зимовщиков с полярных станций — с женами и детьми…
Справка
«Михаил Сомов» — научно-экспедиционное судно. Дизель-электроход может быть использован в ледовом плавании при толщине сплошного льда до 70 сантиметров. Назван в честь известного исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова. Построен на судостроительном заводе в Херсоне. Спущен на воду 28 февраля 1975 года. Судно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командованием капитана Михаила Михайловского. 2 сентября 1975 года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс
Фильм «Ледокол» частично основан на реальных событиях. Картина как раз рассказывает историю НЭС «Михаил Сомов»
Для меня попасть на борт «Михаила Сомова» стало большой честью. Это легендарное судно. И не зря оно внесено в список морского наследия России! В 1977 году «Сомов» выполнял операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская». Первого февраля дизель-электроход вошел в полосу 8−10 балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи станции оставалось 30 миль (55 километров), погода резко ухудшилась. Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток вместе с ледяными полями было снесено на 56 миль на запад. «Михаил Сомов» зажатый льдами потерял способность активно двигаться. 6 февраля начался дрейф судна во льдах Балленского ледяного массива. Дрейф продолжался 53 дня. Еще два таких героических дрейфа «Михаил Сомов» совершил в Антарктике в 1985 и 1991 годах. В 1985 году судно было награждено Орденом Трудового Красного Знамени, а капитан «Сомова» Валентин Филиппович Радченко стал Героем Советского Союза. Кстати, спасательной операцией во время дрейфа «Сомова» в 1977 году руководил член-корреспондент РАН, герой Советского Союза и герой России Артур Николаевич Чилингаров. На таком легендарном судне нам предстоит пройти через весь Северный морской путь от Архангельская до острова Врангеля!

На «Сомове» мы с Сашей заселились на третьей палубе, в четырех местной каюте для участников экспедиции. Среди пассажиров много полярников, которых «Сомов» доставит на метеорологические станции на зимнюю вахту. Есть даже семьи. Судно везет очень много нужных и необходимых грузов на полярные станции и в населенные пункты Якутии и Чукотки: строительные материалы, горючее, инструменты, различное оборудование, продукты. Пока шла погрузка всего этого добра на борт архангельские друзья устроили нам несколько экскурсий по городу.
Кроме того, в Архангельск прилетела съемочная группа под руководством известного режиссера-документалиста Игоря Ушакова. Игорь начал съемки часового фильма о России и нашей экспедиции, который планируется к показу на одном из федеральных каналов страны. Вместе с киношниками мы побывали в Арктической школе деревянного судостроения, которая входит в Архангельский кластер судостроения и производства морской техники. Благодаря директору по развитию Глебу Плетневу узнали очень много интересных фактов о Великой Северной экспедиции, о поморских лодках-кочах, способных плавать в арктических условиях. Один такой коч Глеб Плетнев строит вместе с мастерами по старинным чертежам. Это будет не музейный экспонат, а лодка, которая сможет совершать дальние арктические экспедиции!
Вместе с Глебом Плетневым, Игорем Ушаковым и прилетевшим в Архангельск из Краснодара, проводить нас в Арктику, председателем краевого отделения РГО, являющимся, кстати, и координатором проекта Иваном Чайкой вышли на флагманской яхте «Седна» Парусного центра «Норд» в акваторию Северной Двины. Огромная благодарность капитану яхты Александру Афанасьеву за прекрасную водную экскурсию!
Ждем отправления в Арктику!
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.