Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 22
Участок маршрута: остров Врангеля — Диксон
Долгий путь домой
Покидая остров медведиц и медвежат у меня промелькнула мысль: больше не о чем писать. Обратный путь в Архангельск не обещал ничего нового и интересного. Четыре остановки на внешних рейдах портов и полярных станций Северного Морского пути, высадка полярников, торопящихся попасть домой после длительного пребывания в Арктике и опять порядком надоевшие бесконечные льды…
Это была ошибка! Новых тем на пути назад, оказалось так много, что я решил написать еще не один лонгрид, прежде чем, «Михаил Сомов» пришвартуется на пристани в Архангельске.
От Врангеля «Сомов» взял курс на Певек. Кстати, еще раз про остров: за тридцать лет, которые прошли с момента моего первого посещения главного родильного дома белых медведей на планете, он сильно изменился. Конечно, сама территория осталась в прежних очертаниях на карте, но инфраструктура меня просто потрясла. Когда-то здесь был маленькое поселение, в котором жили несколько семей чукчей-рыбаков и оленеводов. Теперь, я увидел современный поселок с тепловым и энергетическим узлами, большими зданиями. Похоже, губернатор Чукотки и здесь не пожалел денег для развития. На острове с борта «Сомова» высадились метеорологи из Кемерово — три женщины и трое мужчин. На острове Врангеля они проведут два года. Полярники, которых сменила кемеровская группа, в свою очередь сошли на берег в городе Певеке. Из местного аэропорта они разлетятся по домам, где их давно ждут родные и близкие.
Фото: Рустам Сиразетдинов
Фото: Рустам Сиразетдинов
Еще сутки и ледокол встал на якорь в районе острова Айон. Выйдя на палубу, я перегнулся через фальшборт. Ничего себе: весь снег на льду — в отпечатках собачьих лап. А там, где находится иллюминатор камбуза и вовсе вытоптан, вокруг остатки собачьей трапезы. Виновника я застал у противоположного борта «Сомова». Здоровенная восточно-европейская овчарка подбирала котлеты, брошенные ей матросами. Оказалось, что пес-полярник старый знакомый экипажа. Всякий раз увидев с острова, подходящий к нему корабль, он бежит навстречу по льду за обязательным угощением…

Покидаем Айон. И попадаем в ледовые торосы. Толстый лед тормозит движение корабля: то и дело приходится давать задний ход и пробиваться от полыньи к полынье. Дорога домой для «Сомова» похоже легкой и быстрой не будет… Арктические льды не хотят нас выпускать из своего холодного царства.

«Михаил Сомов» дрожит всем своим металлическим многотонным телом, натужно ревут дизельные двигатели судна. Вперед-назад, вперед-назад. Нос корабля, словно огромная тупая пила, которой не хватает ручной тяги, пытается пробить стекло толстого льда…
Кстати, сегодня ночью у нас появился попутчик — сухогруз «Новодвинск».
Фото: Рустам Сиразетдинов
Справка
Судно Северного морского пароходства, 2008 года постройки. Дедвейст сухогруза составляет шесть с половиной тысяч тонн. Ледовый класс — А1, длина — 119 метров, ширина — 13,5 метров, высота борта — 9 метров. Порт приписки — Архангельск
Проводка в арктических льдах — сложная, почти ювелирная работа. На чистой воде идем полным ходом, на всех дизельно-электрических «парах». Но чистой воды здесь мало, практически нет. Очень часто приходится не только снижать скорость, но и попросту буксовать в ледяной каше, упираясь в баррикады торосов. Судно натужно гудит, дрожит всем своим могучим телом. Стараемся идти солидно, не торопясь. Торопливость неоправданно рискована. Если «Сомов» встретится с серьезной баррикаду и резко затормозит, то следующий за ним «Новодвинск» по инерции воткнется своим острым носом нашу корму.

29 октября. Опять наш попутчик застрял во льдах: даем задних ход, заходим слева по борту и обкалываем лед вокруг «Новодвинска». С трудом пробиваемся через пролив Дмитрия Лаптева и здесь на одном из островов Архипелага Новосибирских островов берем на борт четырех полярников, следующих в аэропорт Тикси. Время для нас словно замедлило свой ход. Солнце уже практически не встает: в иллюминаторах постоянные сумерки. Резко упала температура воздуха за бортом.
Закат в море Лаптевых.
Фото: Андрей Паршин
В море Лаптевых перед заходом в Тикси мы, наконец-то вывели «Новодвинск» на чистую воду и попрощались с ним. Однако его сменил другой сухогруз, приписанный к порту Архангельска — «Механик Пустошный». Это универсальное грузовое судно, сданное в эксплуатацию в 1992 году, длиной 85 метров, шириной — 14, имеет валовый тоннаж почти две с половиной тысячи тонн. 28 января 2021 года ему крупно не повезло в Шотландии.

Так что мы стали свидетелями морской взаимовыручке в действии. На внешнем рейде Тикси несколько дней старый трудяга помогал «Пустошному» подойти как можно ближе к берегу для разгрузки. А когда это удалось, в ожидании завершения разгрузочных работ капитан «Сомова» сделал настоящий подарок экипажу и оставшимся членам экспедиции. Совершенно неожиданно для нас в динамике радио прозвучало: «Внимание, желающие выйти на лед могут это сделать по трапу левого борта…» Несколько часов мы потратили на фото и видеосъемки, ну и просто гоняли мяч по ледяному полю. Такого не забыть!
Все на лед!
Фото: Александр Кащеев
Но еще больший подарок преподнесла для нас Арктика. В одну из ночей над Тикси вспыхнуло, хоть и слабенькое, но хорошо видной невооруженным глазом северное сияние. Спасибо, нашему бывшему соседу по каюте, питерскому метеорологу Владимиру Занюкову. Накануне мы позвонили ему и попросили подсказать точное время магнитных бурь на Солнце. Ровно час, как и предсказал Володя, с 21:00 до 22:00 мы были свидетелями этого удивительного природного явления…
Фото: Андрей Паршин
Наконец, «Механик Пустошный» оставил в порту Тикси свои контейнеры, металлопрокат, деловой лес. Вышли на берег последние пассажиры. Мы берем курс на Диксон и далее на Архангельск. На этот раз в ледовый плен попал сам «Сомов», так что и «Пустошному» пришлось потрудиться. То еще зрелище: с полного разгона сухогруз налетает на лед вокруг нас и заскакивая на него до половины корпуса продавливает своим весом…

Сегодня пятое ноября. Море меняет свои наряды. То лед, то снежные торосы, то шквалистые волны. То летим, то топчемся на месте. В экипаже поговаривают, что нам навстречу вышел атомный ледокол. Хорошо бы! За ним, в кильватерной струе, мы точно долетели бы до Баренцева моря, а там и чистая вода… От острова Врангеля прошли уже пять часовых поясов, осталось еще четыре. Впереди Карские ворота, Диксон…
Фото: Андрей Паршин
Кстати, о Диксоне. В морях нет обелисков и памятников. Однако, есть точки на картах, есть проливы, мысы, острова, носящие имена не только великих путешественников и первооткрывателей, но и малоизвестных героев, отдавших жизни, защищая Отечество: на морских просторах, на внешних и внутренних рейдах, на «малых и больших» землях необъятных берегов России. Семь островов в Карском море названы именами погибших в годы Великой Отечественной войны моряков сторожевого катера СКР-19. Один из них, который находится в непосредственной близости от Диксона, носит имя наводчика 76-миллиметрового орудия Фахруллы Хайруллина.
ИЗ ИСТОРИИ
Фахрулла Хайруллин
Родился в селе Чишма Дюртюлинского района Башкирской АССР в многодетной крестьянской семье. В 1934 году самый старший среди детей Хайруллин уехал на заработки в Мурманск. Устроился матросом. Вскоре стал кормщиком на небольшом беспалубном рыболовецком судне. Кормщик тогда одновременно являлся капитаном судна и старшим в промысловой артели. В начале войны Фахрулла был мобилизован и начал службу на бывшем ледокольном пароходе «Дежнев», переоборудованным в сторожевой катер. Сначала подносчик снарядов, затем наводчик орудийного расчета, простой башкирский парень одним из первых был ранен осколком снаряда в героическом бою при обороне Диксона в августе 1942 года.
Тем далеким летом немецкое командование начало в Арктике операцию под названием «Вундерланд» (Страна чудес). Главной силой этой операции стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир линкора капитан первого ранга Вильгельм Меендсон-Болькен получил задание перекрыть движение судов и конвоев между островами Архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого. Также немецкому рейдеру ставилась задача разрушить советские полярные порты и радиометеостанции.

Ледокольный пароход «Капитан Сибиряков» успел передать информацию о нападении и наши караваны спрятались во льдах, куда немецкий линкор не смог пробиться. Тогда капитан рейдера решил стереть с лица земли столицу Арктики — Диксон.

В то время в порту Диксона находился сторожевой катер СКР-19. Он должен был взять на борт батарею 150-миллиметровых пушек и доставить ее на Новую Землю. К счастью, батарею не успели демонтировать. Все суда с внутреннего рейда Диксона вывели в Енисейский залив, семьи полярников и секретную документацию с лоциями и картами ледовых проводок вывезли далеко в тундру. Но совершенно неожиданно, ночью 27 августа из Архангельска в Диксон прибыл пароход «Дора», на борту которого находилось 250 тонн аммонала для взрывных работ на Норильском комбинате. В таких условиях СКР-19 начал неравный бой с линкором «Адмирал Шеер».
Сложно представить, что здесь вообще можно было додуматься воевать…
Фото: Александр Кащеев
ВЫПИСКА ИЗ ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА:

1 час 25 минут. Сыграна боевая тревога.
1 час 35 минут. Из-за мыса бухты Хаймен показался линкор.
1 час 38 минут. Открыли огонь по линкору.
1 час 41 минута. Прямое попадание в район 3 и 4 трюмов.
1 час 45 минут. Продолжаем вести огонь. Ранены помощник командира и управляющий огнем второй батареи. Убиты табличный второй батареи, наводчик и читатель дистанций дальномера…

Снаряды пробили подводную часть сторожевого катера, в корпус стала поступать вода. Из строя выходили орудия, гибли люди. Бой был неравным. Теряя кровь и сознание, наводчик четвертого орудия Хайруллин закричал: «Братцы! Бейте их, гадов!

В это время огонь по немецкому крейсеру открыла береговая батарея под командованием капитана Николая Корнякова. «Кару» с грузом взрывчатки удалось под завесой дыма вывести вдоль берега по Енисею. «Адмирал Шеер» получил серьезные повреждения. Капитан рейдера отказался от высадки десанта на Диксоне и взял курс на северную оконечность Новой Земли. Не выполнив задач и не потопив ни одного советского корабля крейсер ушел на свою базу в Нарвик…

В Карское и Баренцево моря в годы войны постоянно направлялись немецкие рейдеры и подводные лодки. Они потопили гидрографическое судно «Норд» в Карском море, две баржи с буксиром полных людей в Баренцевом. Были обстреляны несколько гидрометеорологических станций. Но самый известный военный эпизод в Арктике — это оборона Диксона. Стойкость и мужество его защитников позволили перевезти за время навигации 1942−1943 годов по Северному морскому пути более 235 тысяч человек, 1185 автомобилей, 136 тракторов, более 72 тысяч тонн продовольствия и фуража, 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля!

Скалистый остров размером один километр на 200 метров, расположенный неподалеку от Диксона, решением Диксонского райисполкома был назван в 1962 году именем одного из героев войны в Арктике Фахруллы Хайруллина. В 1972 году, в островной части поселка Диксон над

братской могилой был поставлен памятник. А в день сорокалетия обороны арктического поселка 27 августа 1982 года на скалистом берегу диксоновской гавани был открыт обелиск. 8 мая 2010 года земляки открыли бюст герою-североморцу Фахрулле Хайруллину на его родине в селе Чишма в Башкирии.
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Над текстом работали: Рустам Сиразетдинов, Александр Старков
Фото: Андрей Паршин, Рустам Сиразетдинов, Александр Кащеев
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, вошли в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.