Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 19
Участок маршрута: Новая Земля — Море Лаптевых
День за днем
Вчера, похожий по контурам на карте на кита-горбача, остров Визе, а сегодня уже — Голомянный. Здесь находится полярная метеостанция имени Ушакова. Восьмидесятая широта вправо от островного гиганта Арктики, именуемого Северной Землей. На станции сошло очень много полярников из экспедиции. Опустели сразу две соседние четырехместные каюты.
Остров Визе. Полярный медведь на закате.
Фото: Андрей Паршин
Ночью, сквозь сон, то и дело слышались необычные звуки. Казалось, кто-то большой прикасался к бортам «Михаила Сомова» жесткими и шершавыми ладонями, то гладил металл, то постукивал как по столешнице пальцами. Едва рассвело я выглянул в иллюминатор. Все стало понятным…

Не зря говорят: чем дальше на Север, тем меньше шансов увидеть привычное солнце. В это время года оно надолго оставляет купол планеты. Вместо неба над морем нависла серая вата. А море сплошь усыпано белоснежными осколками льда, большими и маленькими. Как будто прошел недавно мощнейший осенний ледоход, ускоряющийся под упругими ударами сквозного ветра…
Объединенная гидрометеорологическая станция (ОГМС) «остров Диксон».
Фото: Андрей Паршин
Поморы называют кромку льда «рычарой». Теперь я понял смысл названия. Большие льдины, впритык проходящие вдоль бортов, действительно словно рычат. Рычат угрожающе: остерегайся нас, стальной странник!

У нас с Александром новый досуг. У одного из полярников мы скачали видеофильмы. Целых сто гигабайт. Теперь каюта-читальня стала еще и кинозалом. Свободное от исследований, наблюдений и съемок время проходит шустро.
Во время обеда узнаю новость. На Голомянном полярники с «Сомова» вновь столкнулись с хозяином Арктики. Мало того, косолапый нашкодил — сломал дрон, который запускали, чтобы снять животное поближе. К несчастью у коптера закончился заряд батареи. Мишка решил немного поиграть с новой игрушкой. Словом, прощай, чудо техники…

Мохнатый хулиган нашкодил и убег. Фото: Андрей Паршин
Вечереет. «Сомов» вновь запустил двигатели. Идем на острова Средний и Русский. Впереди мыс Челюскина.
ИЗ ИСТОРИИ
Мыс Челюскина
Впервые был достигнут в 1742 году участниками Великой Северной экспедиции штурманом Челюскиным и казаками Фофановым и Гороховым. К столетию экспедиции он был переименован Русским географическим обществом из Восточно-Сибирского в мыс Челюскина. В 1878 году мыс посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. В 1901 году на Челюскине побывала русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого. В 1918 году у побережья мыса встала на якорь шхуна «Мод» с Фритьофом Нансеном на борту.
Погода пасмурная, снег и туман. Ничего не видно, белая разлилась как молоко. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — бревно, которое вез с собою. Теперь это место наше...
— Семен Челюскин
А вот как описывает свои впечатления другой полярник:
…Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании на столе появились пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: за ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным! Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты Короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени…
— Фритьоф Нансен
Геофизическая станция Колба. Жизнь, быт и работа здесь кардинально отличаются от привычных большинству.
Фото: Андрей Паршин
Холодные моря, суровый закованный льдом океан, огромные и совсем маленькие острова со своей ни на минуту не утихающей жизнью, таинственные далекие и близкие айсберги, торосы. Это — Арктика! И она, как мы убеждаемся, перспективна не только для прогнозов погоды… Тихо плывут над морем белесые облака и тихо падают на борт корабля хлопья мокрого снега…

Еще одна бессонная ночь на «Сомове». Определенно, часовые пояса настолько перепутались в голове, что организм перестал ориентироваться во времени суток. А может быть спать не дают эти непривычные звуки движущегося льда за перегородками? До четырех утра читал очередной роман.

Новый день и новая картина в окружности иллюминатора. Море чисто, а судно устойчиво идет вперед, властно взрезая и разваливая острым носом зыбкую поверхность воды. «Сомов» оставляет за собой снежисто-лохматый кильватерный след. Волна становится все круче и говорливее. Кстати, заметил, в разных морях волны разговаривают по-разному. Здесь, на севере они сухо шелестят, а проносясь мимо рокочут. Да и палитра у них разная. Особенно это видно на границах смешения. Например, Баренцево имело зеленоватые, светло-стальные оттенки. А Карское – иссиня-черное, мрачное, с густыми тонами…
Так выглядит шторм издалека.
Фото: Александр Кащеев
Идем на юго-восток к островам Среднему и Русскому. В полдень в динамиках звучит команда: грузовой бригаде выйти на палубу для общесудовых работ. Выходим и мы. И… попадаем в царство льда. Наверху над капитанским мостиком ощущаешь это особенно остро. Куда ни кинь взор, кругом ледяные глыбы размером с футбольное поле, осколки этих полей, просто льдины и льдинки. «Сомов» без страха идет сквозь преграды, не юлит и не сворачивает. Пока у него достаточно сил и мощи, чтобы продавливать их, отталкивать от себя, словно это и не арктический лед, а легкий пенопласт.

Некоторые ледяные площадки белы до стерильности. Другие льдины похожи на огромные изумруды, покрытые белым снежным покровом. Есть целые хоккейные коробки, измазанные бурыми пятнами, на них совсем недавно отдыхали кольчатые нерпы. А на одной льдинке нам даже удалось запечатлеть отпечатки лап белого медведя. Наблюдательность и зоркий глаз в этих краях многое значат!
В Арктике особенно сильно ощущается сила природы над всем рукотворным… Остров Русский.
Фото: Андрей Паршин
Вчера, в полночь вновь передвинули стрелку времени на час вперед. Сегодня подходим к мысу Челюскина. Стоять будем долго: «Сомов» должен отгрузить на станцию десятки тонн дизельного топлива. В восемь утра в динамике звучит команда, объявляющая начало грузовых работ. Выходим на палубу. Матросы тянут по борту длинные толстые шланги. С помощью катера один конец заводится на берег. Мощный насос начинает подачу топлива из бездонного нутра судна…

На станции сходят наши соседи. Молодая супружеская пара из Архангельска и молодой паренек из Тувы, демобилизовавшийся из армии. Везут на берег много коробок. На двух крупно написано «яйцо». 400 штук: хватит по одному в день на целый год, да еще останется несколько десятков!

География постоянного места проживания членов экспедиции «Сомова» обширна: естественно, многие из столицы Поморья, Санкт-Петербург, Москва, Магнитогорск, Кызыл и даже Владивосток. Арктика собирает смелых невзирая на расстояния.

Работа экипажа. Фото: Рустам Сиразетдинов
Справка
77 градусов 43 минуты 00 секунд северной широты, 104 градуса 18 минут 00 секунд восточной долготы. Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр и является крайней географической точкой материковой части России и всего евразийского континента. Омывается проливом Вилькицкого. На мысе расположена ОГМС им. Е. К. Федорова. Есть свой аэродром, на нем базируются вертолеты пограничной службы. Климат арктический, очень суровый. Средняя температура летом 0 — плюс 1 градус Цельсия. В 1932 году экспедиция Арктического института под руководством Рудольфа Самойловича, прибывшая на Челюскин на ледоколе «Семен Дежнев» построила здесь полярную станцию. Вторую зимовку на мысе возглавил Иван Папанин, экспедиционеры расширили станцию до обсерватории. В настоящее время она называется радиометеорологическим центром
Фото: Рустам Сиразетдинов
Мыс Челюскина встретил нас обильным снегопадом. Холодно — чувствуется дыхание полюса. Гладкое широкое море и четко очерченный берег. Новый мир и суровое спокойствие. Мы стоим на верхней палубе и неотрывно следим за происходящим…

Сегодня среда, а по средам и воскресеньям на «Сомове» баня. После морозной и снежной палубы спуститься в трюм, в парную с раскаленной каменкой одно удовольствие. Сразу вспомнил свою родную баньку в Таптыково, под Уфой. Правда, здесь за тебя все делает «Сомов»: не надо носить дрова и заполнять баки водой. Камни нагревает раскаленный пар. 100 градусов и не меньше! Нагревшись до измождения, иду в каюту и разваливаюсь на расстеленном полотенце в кровати. Совсем как дома! Есть шанс, что бессонница отстанет.

Сегодня 22 день нашего путешествия на «Михаиле Сомове». Связались с ребятами из южной группы. Они почти антиподы: сейчас находятся в селе Волчиха, Волчихинского района в Алтайском крае. А мы успешно прошли через пролив Вилькицкого у мыса Челюскина, который соединяет Карское море с морем Лаптевых. На мысе мы задержались на сутки: шли разгрузочные работы. Море Лаптевых встретило обильным снегом.
Справка
Море Лаптевых считается окраинным морем Северного Ледовитого океана. Расположено между северным побережьем Сибири на юге, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими на востоке. Море Лаптевых отличается суровым климатом: в течение 9 месяцев в году температура ниже 0 градусов Цельсия. Вода малосоленая. Большую часть времени, за исключением августа и сентября находится подо льдом. Площадь поверхности составляет 672 тысячи квадратных километров. В море Лаптевых впадают реки: Лена, Хатанга, Анабар, Оленек, Яна. Присущи частые штормы и сильные течения, средняя глубина — 540 метров, наибольшая — 3385 метров. Климат арктический, континентальный, поэтому море Лаптевых считается одним самых суровых морей Арктики
У моря было много имен. В 1913 Русское географическое общество утвердило нынешнее. Свою лепту в это внес адмирал Колчак. Вот, что он писал в своем научном труде, посвященном льдам Карского и Сибирского морей: «… Некоторые географы приняли термин «Норденшельдское море» после плавания Норденшельда (шведский исследователь Арктики) на «Веге» в 1878 году. С этим трудно согласиться, так как первое плавание по этому маршруту было совершено в 1735 и 1736 годах лейтенантом Прокчищевым на дубль-шлюпке «Якутск», а второе лейтенантом Харитоном Лаптевым в 1739 и 1740 годах на том же судне…».

Если заглянуть глубже в историю освоения моря Лаптевых, она началась еще в семнадцатом веке. В 1629 году сибирские казаки прошли на лодках всю Лену и достигли ее дельты. В 1633-м русские первопроходцы Иван Ребров и Илья Перфильев на кочах проплыли вдоль побережья от устья Лены до реки Яна, где поставили острог. В 1636 году Ребров достиг устья реки Индигирка, пройдя таким образом из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское море. В рамках Великой Северной экспедиции, Дмитрий Лаптев во главе Ленско-Колымского отряда описал морское побережье от дельты Лены до пролива в Восточно-Сибирское море. Сейчас этот пролив носит его имя. Однако детальное картографирование побережья сделал Петр Анжу. В 1821-1823 годах он преодолел свыше 14 000 километров на санях и лодках в поисках Земли Санникова. В ходе отдельных экспедиций в 1892-1894 и 1900-1902 годах барон Эдуард Толль также исследовал море Лаптевых. Он пропал без вести на Новосибирских островах…
Идем вперед!
Фото: Андрей Паршин
Удивительное создание, ЧЕЛОВЕК! Вялые и бессильные люди специально выдумывают пределы людских возможностей и достижений, чтобы скрыть свое бессилие. Иные не знают и не хотят знать этих границ. Позади – все, что может быть дорого и близко: семья, дом, друзья, интересы, все, что связывает с себе подобными. Впереди – мечта, конечная цель импульса, который гонит этих иных, вперед в неизвестность!
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.