Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 13
Участок маршрута: Мурманск — Владивосток
На краю Ойкумены
Ойкуменой (οἰκουμένη) древние греки называли известную им, обитаемую часть суши — от греческого слова «oikeo» — населяю. Средневековые географы разделяли ее на три части: Европу, Азию и Африку. Сегодня, с одного края ойкумены, северного, наша экспедиция отправляется на другой — восточный. От Северного ледовитого океана — на побережье Тихого, к Японскому морю…
Этот путь для нас был достаточно сложным. Даже на скоростных авиалайнерах пересечь нашу огромную Россию не просто. Мы это сделали аж в три приема. Первый перелет Мурманск-Москва занял два с половиной часа. Мы тепло попрощались со, ставшей в последние дни холодной, столицей Арктики. И вот нас встречает Златоглавая — аэропорт Внуково. На ночь остановились в штаб-квартире Федерации спортивного туризма России — это добротная база на первом этаже многоэтажного жилого дома в Медведково. Кстати, помещение было передано Федерации при большом содействии лидера Думской фракции и президента ФСТР Сергея Миронова. Сутки в изнывающей от тридцатиградусной жары Москве и снова в путь — вылетаем в Новосибирск. Здесь, в столице Восточной Сибири и крупнейшем научном центре России, нам предстоит пересесть на самолет до Владивостока.
В аэропорту Толмачево, который теперь носит имя знаменитого земляка новосибирцев, трижды Героя Советского Союза, советского летчика-аса Александра Ивановича Покрышкина, людно. У нас достаточно свободного времени, чтобы съездить в город и посмотреть достопримечательности. Кто-то собрался в Новосибирский зоопарк, один из крупнейших в стране, кто-то хочет поснимать архитектурные памятники города, а мы — вчетвером: Саша Кащеев, Федор Усенко, Егор Туляков и я, едем на метро к речному вокзалу. Решили прогуляться по набережной, полюбоваться на многочисленные мосты Новосибирска через Обь.
После обеда вновь на крыло. Это наш третий и заключительный перелет до восточной части евразийского материка, во Владивосток. Летим долго, часовые пояса меняются так быстро, что даже не успеваем переводить стрелки. Наконец, в два ночи самолет садится в аэропорту, в городе Артем. Представьте, из Новосибирска мы вылетели в районе четырех часов!

На месте нас встречает представитель Приморского местного отделения Русского географического общества, руководитель туристского клуба Владислав Купчик. От Артема до Владивостока — шестьдесят километров. Пока едем, Владислав рассказывает интересные факты о Владивостоке и крае в целом. Кстати, едем вдоль границы с Китаем: по прямой до нее от 30 до 50 километров. А до Северной Кореи — 250. Милях (сухопутных, разумеется) в 300 от Владивостока находится ядерный полигон КНДР. Соседи проводят испытания ядерного оружия в жерле потухшего вулкана, однако, жители края чувствуют каждый взрыв. Впрочем, регион и сам по себе сейсмоопасный. Все здания здесь строятся с запасом прочности на шестибальное землетрясение…
Под утро заселяемся в гостинице «Экватор», неподалеку набережной. Побывать во Владивостоке всегда было моей мечтой. Город просто потряс меня! Восточный край России, легендарный город-порт и город-крепость. Моя морская душа рвалась на берег Тихого океана, к Японскому морю, а географические названия «Золотой Рог», остров Русский, пролив Босфор Восточный завораживали слух. Наконец, мечта сбылась. И то, что видим мы с товарищами по экспедиционной команде, просто ошеломляет своей новизной и неповторимостью, историческим величием и красотой.

Немного адаптировавшись к местному времени после смены часовых поясов, идем на экскурсию по городу. Наш гид — Дарья Гусева, временно исполняющая обязанности председателя секции экскурсоведения и краеведения Приморского краевого отделения РГО — Общества изучения Амурского края, очень хорошо знает родной город. От нее слышим много интересного и необычного о Приморье.
На гербе Владивостока изображен тигр. Ежегодно в городе отмечают День тигра. Есть улица Тигровая. Здесь установлено 14 памятников этой самой крупной и грозной кошке. Амурский тигр, или как его еще называют уссурийский, является исчезающим видом и внесен в Красную книгу России. Это самый северный среди всех своих родственников. По оценкам специалистов на Дальнем Востоке России обитает 350−400 взрослых особей. Еще 15−20 живут в лесах северо-восточного Китая, близ границы с Россией. Зимой 2015 года во время учета ученые с помощью фото ловушек зафиксировали уже 540 представителей вида. Их популяция растет и это радует. Кстати, Россия первой из стран запретила охоту на тигра, еще в 1947 году. Между тем, из девяти подвидов три уже исчезли с лица Земли… С 1900 года их численность сократилась на 95 процентов.
Это интересно!
Амурский тигр
Рычание тигра можно услышать на расстоянии до полутора километров. Тигры используют инфразвук для того, чтобы напугать добычу. Эти «кошечки» имеют больше 100 полосок на шкуре и нет двух тигров с одинаковым раскрасом. В дикой природе тигр живет 15−20 лет, в неволе до 26-ти. Клыки у них вырастают до 7 сантиметров. Этот хищник способен перекусить позвоночник любого животного на земле!
А еще на гербе Владивостока изображен морской якорь, что вполне закономерно, потому что это один самых крупных в мире морских портов. В 1886 году император Николай II утвердил положение о воздвижении коммерческого порта в бухте Золотой рог, во Владивостоке. При его строительстве были применены самые современные на тот момент отечественные и зарубежные технологии. Производственная база, заложенная еще в царской России, позволила порту бесперебойно работать на протяжении долгих лет после революции. В годы Великой Отечественной войны портовики сражались на фронтах и ковали победу в тылу. Когда немцы блокировали Балтийское и Черное моря, во Владивосток по ленд-лизу из портов США доставлялись техника, оружие и продовольствие. Потом, по Транссибу груз отправляли на фронт. Десять миллионов тонн — таков общий грузопоток, прошедший через причалы Владивостокского морского торгового порта в годы войны. В 1992 году Владивостокский порт, 40 лет находившийся в статусе «закрытого», стал международным. Он работает 362 дня в году и 24 часа в сутки.
Фотографируемся на фоне кораблей. Суда разные: военные, гидрографические, промышленные, научно-исследовательские, гражданские. От огромных сухогрузов, нефтяных танкеров, рыболовных траулеров, до маленьких баркасиков. На одном из таких кораблей нам скоро предстоит совершить путешествие по Северному морскому пути: из Архангельска в Певек и обратно…
Морской и железнодорожный вокзалы Владивостока — единый транспортный узел, что очень удобно. Разгрузил судно и тут же отправляешь груз по железной дороге в любую точку страны. И наоборот. На перроне — стела, символизирующая нулевую отметку Транссибирской железнодорожной магистрали. Кстати, чуть дальше, под Казанским мостом рельсы Транссиба уходят прямо в море…
Русские здесь
остаются навсегда!
Третий знаковый символ на гербе города — крепостная башня. «Русские здесь остаются навсегда!» — эти слова начальника инженеров и строителя Владивостокской крепости генерала-майора Алексея Петровича Шошина стали ее девизом. В XVIII веке, здесь, на Дальнем Востоке столкнулись политические и экономические интересы России и Великобритании. Российская империя остро нуждалась в выходе к Тихому океану. Именно тогда началось интенсивное освоение дальневосточных земель. На карте нашей страны появляются новые порты: сначала Охотск, затем Петропавловск-Камчатский. А в июле 1860 года на берег бухты «Золотой Рог» с борта военного транспорта «Манджур» высаживается 28 солдат и 2 унтер-офицера. Возглавляет команду прапорщик Николай Васильевич Комаров. Команда приступает к строительству жилья и служебных помещений. Так, на месте нынешнего Владивостока появился военный пост. Уже через несколько лет были построены первые земляные батареи для пушек. Одновременно строились военный порт и коммерческая гавань. 30 августа 1889 года, здесь, под залпы артиллерийского салюта Голдобинской мортирной батареи, был поднят российский военный флаг, а Владивосток был объявлен крепостью…
Историческая справка
Только с 1909 по 1915 годы на укрепление Владивостокской крепости было выделено 98 миллионов золотых рублей. По весу это — 73 тонны золота! На эти деньги были построены 11 фортов нового проекта, промежуточные опорные пункты, артиллерийские батареи, благоустроенные казарменные городки, дороги и даже аэродром… Император Николай II посетил Владивосток в мае 1891 года, будучи тогда еще Наследником Цесаревичем. Две главные линии обороны крепости были построены в годы его правления
Владивостокская крепость — это комплекс долговременных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX веков. Самая мощная морская фортовая крепость комплекса расположена на острове Русский. С военно-стратегической точки зрения этот остров всегда считался ключом к Владивостоку. Поэтому в течении сорока лет, вплоть до 1914 года на острове велось непрерывное строительство оборонительных объектов. За это время было построено 6 фортов, 27 береговых батарей, 13 береговых капониров и полукапониров, 2 сухопутные батареи, а также казармы, пороховые погреба, склады, штаб обороны острова и телеграфная станция.

Большинство объектов сохранилось и по сей день. Например, батарея Новосильцевская. Она занимала важное стратегическое положение — защищала внешний рейд и вход в пролив Босфор Восточный. Начало ее строительства относится к 1880-м годам. Это один из самых ранних объектов строительства Владивостокской крепости. Батарея расположена на мысе Новосильцевского. Мыс получил свое название в честь морского офицера и исследователя Андрея Павловича Новосильского. Оригинальное вооружение батареи состояло из шести пушек Канэ (калибра 152 мм) и двух пушек Норденфельда (калибра 57 мм). Гарнизон состоял из 200 человек.
Еще одно укрепление крепости, привлекающее внимание многочисленных туристов — форт Поспелова. Он еще носит имя Великого князя Дмитрия Донского. Форт был построен в 1903 году. Хорошо сохранились казармы с пороховым погребом, Северный водосток, двойной кофр (сундук) — казематированная постройка за внешним откосом рва, для фланкирующей стрельбы в двух направлениях. Форт имел задачу не допустить противника к обстрелу города, пролива Босфор Восточный и бухты Золотой Рог. В кофре по сей день сохранились фрагменты стволов орудийных орудий, вмурованных в 1904 году из-за дефицита пулеметов. В 1912 году на острове был построен береговой противодесантный полукапонир № 7. Автором проекта этого казематированного убежища для скорострельных пушек являлся военный инженер И. Н. Ушаков.

Также, среди укреплений Владивостокской крепости стоит отметить береговую батарею № 17 (Великокняжескую). С 1909 по 1913 была построена позиция главного калибра с четырьмя орудийными двориками. Она также включала 30 казематов и подбрустверную галерею. В состав батареи входили: павильон-дальномер, три временных каменных погребка, военная улица, земляной бруствер, фронтальный земляной вал и крепостная дорога. Автором проект является военный инженер Ф. Д. Шабанов.
ДЕТАЛЬНО!
Наиболее грандиозным сооружением Владивостокской крепости является форт № 2 Императора Петра Великого. Сметная стоимость форта превысила 9 миллионов рублей (около семи тонн золота). Автор проекта и строитель форта — инженер подполковник Петр Павлович Унтербергер. Форт играл роль передового укрепления Северного отдела Владивостокской крепости. Проектом предусматривалась возможность автономной обороны форта на протяжении 2−3 месяцев. Форт превосходил размерам территории всю Петропавловскую крепость! Общая протяженность тоннелей составляла более трех с половиной километров. В настоящее время форт № 2 является объектом Министерства обороны России.
По оценкам военных специалистов крепость является уникальным памятником ратной истории. О ее неприступности ходили легенды. Именно она сдерживала боевой пыл японцев в годы Второй мировой войны, которые так и не рискнули высадить десант на восточном побережье.

Наши экскурсоводы Дарья Гусева и Владислав Купчик за эти несколько дней, которые мы провели во Владивостоке, сделали невозможное: открыли нам почти все страницы энциклопедии своего родного города. Миллионка, Крестовая, Токаревская, Тобизина — для нас эти названия теперь говорят о многом!

Запомнилось еще и посещение Владивостокского морского колледжа. Он был создан как морской техникум в 1995 году. С благословения директора колледжа Владимира Юрьевича Манько, мы побывали в учебном кабинете управления судном. Попробовали себя в роли штурманов и капитанов на специальном стенде.
Кульминацией стала встреча с активистами Приморского краевого отделения РГО — Общества изучения Амурского края. Оно было создано в 1884 году для изучения бассейна реки Амур и русского побережья Восточного океана. Сегодня в состав общества входят Уссурийское, Находкинское местные общества и Приханкайское межрайонное местное отделение. Во время пресс-конференции нас, кстати, посадили за исторический стол, за которым когда-то сидели царь Николай II, Антон Павлович Чехов, адмирал Степан Осипович Макаров. А узнав, что наша команда во время пребывания в столице Приморского края так и не попробовала местные деликатесы из морепродуктов, наши друзья пригласили нас в один из лучших ресторанов Владивостока. Егор Анисимов, бренд-шеф ресторана корейской кухни «ZUMA» прошел стажировку во всех странах Юго-Восточной Азии и создает авторскую дальневосточную кухню — блюда из камчатского краба. Ресторан уже посетили более 300 тысяч гостей из самых разных стран мира!
Cегодня мы прощаемся с Владивостоком
Туристическая фирма «Тор» в лице водителей Александра Докучаева и Александра Шамова на двух внедорожных микроавтобусах «Митсубиши — Делика» доставит нас из Приморья на Байкал. Там начнется новый этап — горно-пешеходный.
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.