Лонгрид Рустама Сиразетдинова
Путевые заметки, выпуск № 18
Участок маршрута: Карское море — Новая Земля
Свинцовое Карское море…
Итак, позади Карские ворота, впереди свинцовое Карское море. Кстати, название Карское было дано участниками Великой Северной экспедиции, которая заняла 10 лет, с 1733 по 1744 годы, в память о зимовке отважных исследователей в устье реки Кары.
Чем дальше (во временном и географическом смыслах), тем чаще перед нами предстает вот такая картина. Фото: Рустам Сиразетдинов
Теперь, каждый новый вечер мы переводим стрелки своих хронометров на один час вперед. Меняются пояса, о чем нас предупреждает голос из радиоприемника, установленного в каждой каюте. С момента отплытия из Архангельска мы совершили этот нехитрый ритуал целых пять раз!

«Сомов» опережает свой график движения на сутки. От Соломбальского терминала мы отчалили с опозданием на двое суток. В пути наверстали упущенное за счет скорости движения и сокращения времени стоянок. В этом есть своя подоплека. Капитан торопится. Это седьмая и финальная в этом году экспедиция ледокола. Еще никогда судно не уходило на Чукотку так поздно. Возвращаться придется в конце октября — начале ноября. А это значит, что «Сомову» не миновать ледяных полей. Даже тридцатисантиметровый лед будет значительно задерживать ход — судно-то пойдет в обратный путь порожним, без груза.

Что ж, время покажет, а пока мы весело и скоро двигаемся все дальше на северо-запад…
ИЗ ИСТОРИИ
Великая Северная экспедиция
Это серия походов русских исследователей вдоль побережья Ледовитого океана, главным результатом которой стало нанесение на карту малоизученных территорий Сибири и Русской Арктики. У истоков этого многолетнего похода стоял Петр Первый. Указ о начале экспедиции подписала императрица Анна Иоанновна. В составе экспедиции были сформированы семь морских и два сухопутных отряда. Общая стоимость организации их работы составила более 360 тысяч рублей. Среди основных результатов экспедиции: картографирование побережья Северного Ледовитого океана, изучение берегов Аляски, подтверждение существования короткого морского пути между Азией и Америкой и открытие Южных Курильских островов.
Туманно. Море вокруг изменило свой цвет, стало дымчатым, аквамариновым. Может быть, новые краски на этом бесконечном мольберте замешало взошедшее солнце? Наша каюта теперь стала читальней. В день по одной книге! Благо библиотека на «Сомове» это позволяет. Саня увлекся фантастикой: «Двадцать тысяч лье под водой», «Звездные войны». Я сейчас читаю «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. С удивлением встречаю в них знакомые имена и фамилии. В начале 90-х годов, будучи корреспондентом газеты «Магаданская правда», посетил квартиру в столице Колымского края, в которой доживал свой век знаменитый тенор прошлого столетия Вадим Козин. Тогда удивило огромное количество котов и кошек и бешено дорогой белый рояль Козина (его подарили ему американцы). В «Колымских рассказах» певец представлен не в лучшем свете. Однако, Бог и автор ему судьи…
Почетный рыболов нашей экспедиции☺
Пойманную треску отпускаем — кормят на нашем камбузе отменно.
Фото: Рустам Сиразетдинов
На палубе некоторое волнение. Берем камеры и поднимаемся из каюты. Справа по борту, на значительном расстоянии в море гигантское сооружение, рядом два танкера и спасательный корабль МЧС, выкрашенный в красный цвет. Все фотографируют и снимают, кто на что горазд.
Поводом для ажиотажа стала стационарная платформа буровой установки.
Фото: Рустам Сиразетдинов
Справка
СПБУ «Арктическая» построена на стапелях «Центра судоремонта «Звездочка» производственного объединения «Севмаш». Первая и единственная буровая подобного класса в России предназначена для работы на Арктическом шельфе. Сейчас «Звездочка» совместно с «Севмашем» готовится к конкурсу на строительство ледостойкой стационарной платформы для месторождения «Каменномысское-море»
Арктика — это не только белые медведи, но и черное золото, да голубое топливо
Кстати, разведанные запасы шельфа Северного Ледовитого океана составляют 25% от общемировых запасов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти, 48,3 трлн кубометров природного газа, 44 млрд баррелей газового конденсата. Около 60% этих запасов находятся на территории российского шельфа. Если же оценивать исключительно российские ресурсы, то на шельфовые недра приходится половина запасов нашего газа и четверть запасов нефти. «Чемпионом» в этом смысле оказалось Баренцево море – на него приходится 49% запасов углеводородов с российских шельфов. На Карское море – чуть более 35% и на Охотское – немногим больше 15%. Более 80% уже выявленного объема природных богатств приходится на Баренцево и Карское моря.
А в это время вертолет неустанно выполняет свои плановые задачи.
Фото: Андрей Паршин
Прошло всего полтора часа, а в иллюминаторе вновь свинцовая занавеска. Солнце на Севере показывается так ненадолго, что не успевает даже разглядеть Землю сквозь белую плотную марлю холодного тумана. Вновь зажигается лампа дневного света в нашей каюте-читальне…

Утром нам поменяли постельное белье. «Сомов» уже неделю в пути. Встаем на якорь в районе острова Олений. Стоим ровно 12 часов. Идет выгрузка двухсотлитровых бочек с горюче-смазочными материалами. Палуба судна все больше и больше освобождается от грузовых «баррикад». Говорят, что «месяцы на Крайнем Севере считаются годами». Однако к нам это пока не относится! Время, проведенное здесь, столь быстротечно. Сегодня стрелки часов убежали еще на час вперед. Близится осеннее равноденствие: скоро день и ночь сравняются по количеству часов. Неотступно опускается на Арктику полярная ночь…

Высаживаем на Оленьем десант и принимаем на борт полярных «дембелей».
В Арктической зоне России расположено 18 морских портов. Шесть из них находятся в акватории Северного морского пути. Это: Сибетта, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек и Диксон
Восемь утра. Диксон совсем рядом. Он кажется призрачным из-за окутавшей его «моквы» — полупрозрачного тумана, сотканного из миллиардов мельчайших капель воды. Куртка мгновенно становится влажной. Вдали, пробивая эту белую пелену, своим циклопическим глазом мигает маяк.

Включаем мобильные телефоны в надежде подключиться к интернету. Однако, связь здесь такая же призрачная. «Ешка». Вроде и есть, но в реальности нет. Кто-то из экспедиции рядом со мной, вглядываясь в дома, стоящие на холмах, восклицает: «Самый интеллигентный город 1995 года!». Для меня это открытие.

Чувства наши гораздо богаче мыслей, я в этом уверен. Потому что больше чувствую этот полярный город и порт, чем вижу его. Он весь в дымке. Берега Диксона покрыты пеной прибоя, словно в ожидании острой бритвы…
Фото: Андрей Паршин
Рейс за рейсом неутомимый трудяга — вертолет переносит грузы с «Сомова» на берег. Вот и наш сосед по каюте Володя передает на полярную станцию Диксона посылку из Санкт-Петербурга. В коробке специальная батистовая ткань и очиститель для протирания нежных измерительных пластин и электродов на приборах станции. А еще шоколад, много шоколада. На Диксоне он очень дорогой.

Огромные плетеные авоськи ждут на палубе своей очереди для отправки на берег. Мешки в них наполнены картофелем, свеклой и морковью. Свежие овощи здесь тоже очень востребованы… К слову, объем перевозок различных грузов по Северному морскому пути составляет более 20 миллионов тонн!
Здесь свои маршрутки — арктические!
Фото: Андрей Паршин
Уверенное продвижение вперед куда важнее, чем скорость. Это арктический постулат. Однако, и в скорости мы достаточно преуспеваем. Девять утра следующего дня — мыс Стерлигова. «Сомов» упорно идет на Север: скоро мы достигнем 81-й градус северной широты. Это будет остров Визе. А пока идет разгрузка на гидробазе Стерлигова.

Запорошил снежок, упала температура воздуха. Одеваемся потеплее, в наши арктические костюмы. Пользуясь случаем, делаем вертолетный рейс с «Сомова» на Стерлигова и обратно. С высоты птичьего полета судно кажется маленьким, но это обманчивое чувство. Море, вчера свинцовое, сегодня у бортов кажется уже обсидиановым. Ближе к вечеру, оно вновь меняет цвет, окрашиваясь в цвет бутылочного стекла от шампанского.
ЖИВОЙ СИМВОЛ АРКТИКИ
Белый, полярный или северный медведь. Он же — ошкуй, нанук, умка. После гребнистого крокодила — это второй по величине сухопутный хищник планеты. На территории России насчитывается 5−7 тысяч особей
Длина туловища достигает трех метров
Вес составляет не менее центнера, а самцы иногда весят тонну!
Медведи переносят температуру окружающей среды минус 45 градусов и ниже
Не замерзнуть животному помогают меховая шуба и толстый слой подкожного жира. Превосходное обоняние позволяет учуять основной вид добычи — кольчатую нерпу, морского зайца, моржа — на расстоянии до 32 километров! Места обитания гигантов — дрейфующие и припайные льды, иногда побережья и острова. Государство охраняет белого медведя как вид, занесенный в Список угрожаемых видов Международного союза охраны природы и в Красную книгу России. Существует программа «Медвежий патруль», которая направлена на предотвращение конфликтов между медведем и человеком. Разработана стратегия «Сохранения белого медведя в Российской Федерации. Она утверждена Минприроды России еще в 2010 году. Ежегодно 27 февраля отмечается Международный день белого медведя.
Что забавно — мишки ходят по дорожкам!
Фото: Александр Кащеев
Впервые, с начала нашего плавания в Арктике, дал о себе знать ее настоящий хозяин! На островах Известий ЦИК, во время разгрузочных работ в непосредственной близи появились три белых медведя. Обычно перед посадкой вертолет облетает место, чтобы отпугнуть хищников. Кроме того, обязательно бригаду грузчиков сопровождают два профессиональных охотника с нарезными карабинами. В этот раз медведи появились неожиданно, внеся некоторое оживление в работу бригады. Несколько выстрелов в воздух и мишек след простыл. Во время долгой работы на станциях полярники частенько сталкиваются с медведями. Бывает, что и нос к носу. Бывает, что такие встречи оборачиваются трагедией… Несмотря на милую внешность, медведь — грозный и страшный хищник. Хитрый, умный, сильный, свирепый, быстрый…

Случаи нападения белых медведей на людей известны из записок и отчетов полярных путешественников. Так, участники полярной экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца во время зимовки на Новой земле в ноябре 1596 — мае 1597 года неоднократно были вынуждены отбиваться от нападавших на них медведей из мушкетов. Передвигаться в местах, где существует вероятность их появления, необходимо с осторожностью. В населенных пунктах должно быть как можно меньше свалок для мусора и легко доступных пищевых отходов, которые привлекают мишек. В канадском городе Черчилль, рядом с которым обитает много белых медведей, существует специальная тюрьма для их временного содержания.
Фото: Андрей Паршин
Хозяин Арктики намного опаснее уссурийского тигра и африканского льва. Его звериная сила не поддается описанию. Представьте, белый медведь ударом передних лап разбивает лед метровой толщины. Мощь одной его лапы при ударе достигает полутора тонн!

Владения одной особи простираются на 250 квадратных километров. А во время миграции медведь может преодолеть по льдам и в воде огромные расстояния. Известен случай нашествия белых медведей на Новую Землю. Несколько лет назад на берег выбросило тушу мертвого кита. На пиршество собралось около 50-ти медведей! Травить байки о них — любимое развлечение бывалых полярников на «Михаиле Сомове». И у каждого из них, обязательно есть в телефоне любительское видео или фото с белыми медведями, снятые во время работы на станциях.

Усилилась боковая волна. «Сомов» словно эквилибрист на канате уверенно балансирует на своем фарватере. Сильный порыв ветра срывает с моей головы шапку-ушанку и уносит ее словно бумажный пакет далеко в море. Что ж, Нептун требует жертв…
Продолжение следует…
Рустам Сиразетдинов
Журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.

Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.